» » Понятие конкурентного преимущества

Понятие конкурентного преимущества

размещено в: Блог | 0

Обычно говорят, что компания обладает конкурентным преимуществом, если она результаты ее деятельности превосходят показатели конкурентов. Но какие именно показатели сравнивать и  как следует их сравнивать: в масштабе отрасли в мире, географического рынка или потребительского сегмента, можно ли сопоставлять результаты не близких конкурентов.

1269468861_429_grafico_torta_persone

Ответы на эти вопросы представляет большую сложность. Тем не менее, в качестве исходного определения конкурентного преимущества принимается следующее: «Если две или более фирм конкурируют внутри некоторого рынка, то одна из них обладает конкурентными преимуществами (КП) над своими соперниками, когда она устойчиво получает (или потенциально может получать) более высокую норму прибыли ».

Таким образом, неотъемлемыми элементами конкурентного преимущества являются: превосходство экономических результатов над результатами конкурентов и обеспечение устойчивости успеха в бизнесе. При этом степень устойчивости определяется уникальностью фирмы, основа которой по-разному трактуется в рамках различных подходов. На сегодняшний день основные понимания конкурентного преимущества базируются либо на отраслевой, либо на ресурсной концепции.

Переход от корпоративного планирования к стратегическому менеджменту ознаменовался усилением внимания исследователей к конкуренции как центральной характеристике внешней среды бизнеса и конкурентному преимуществу как главной цели стратегии. Главной задачей стратегического управления становится «выяснение источников и механизмов создания и обеспечения устойчивых конкурентных преимуществ фирм, обеспечивающих им присвоение экономических выгод, недоступных соперникам» .

Основой эффективной деятельности компании в долгосрочной перспективе является устойчивое конкурентное преимущество. Оно по сути вытекает из той стоимости, которую компания способна создать для своих потребителей и которая превышает затраты по ее созданию.

Стоимость – это то, что покупатели готовы оплачивать: высокая стоимость обуславливается либо низким уровнем цены по сравнению с ценой конкурентов на аналогичный продукт, либо предоставлением уникальных выгод, оправдывающих более высокую цену.

На основе такого определения стоимости выделяется два основных типа конкурентных преимуществ: преимущество по издержкам и преимущество за счет дифференциации.  Таким образом, способность максимально по сравнению с конкурентами снизить издержки или добиться большей дифференциации своего продукта определяет сильные и слабые стороны компании.